+7 (812) 648-21-43
+7 (812) 903-47-16

Обычное необычное офисное освещение

19.06.2023

Сотрудники офисов проводят на рабочих местах по 8 и более часов в сутки. На их здоровье и психологическое состояние влияет далеко не только сидячий образ жизни, избыток кофе и постоянный стресс от дедлайнов и KPI. Офисный свет, как воздух: когда он хорош, на него не обращают внимания, но если что-то не так, болят глаза, растет раздражительность, а производительность труда падает.

О своих подходах к офисному освещению мы попросили рассказать дизайнеров интерьеров Елену Бомаш и Ольгу Стебакову. Как раз недавно у нас завершился совместный проект по освещению офиса в центре Петербурга. 

Чем больше света в офисе - тем лучше?
Если отвечать кратко, то наш ответ – “нет”, -  в один голос говорят Елена и Ольга.

Есть санитарные нормы. В любой БЦ, к любому арендатору могут прийти из Роспотребнадзора с проверкой уровня освещенности. Но, это минимум, а какой уровень освещенности будет действительно комфортным для работников офиса - большой вопрос. У каждого дизайнера свое понимание и свой подход. Мы всегда пользуемся возможностью программирования количества света специалистами (ТД “Северный” готовят для проектов  расчет освещенности). Расчет освещенности ‒ это наглядные диаграммы, на которых сразу видно, какой интенсивности заливку ты получаешь.


До сих пор есть люди, которые считают, что в офисе обязательно должна быть световая «заливка», то есть везде должен гореть яркий свет. Почему вера в «заливку» светом так устойчива? История офисного освещения началась в эпоху люминесцентного света. Трубки были везде, они помигивали под потолком и часто отличались друг от друга по цвету просто потому, что о цветовой температуре при замене трубки никто особенно не думал, электрик или техник шел в магазин и покупал первую попавшуюся.

Мы уверены, что сплошная световая «заливка» в холодном спектре 4000 Кельвинов сильно утомляет глаза, лица выглядят не лучшим образом. Да. В офисном интерьере людям нужно большое количество света, потому что если уровень освещенности слабый, это плохо влияет на зрение и здоровье людей. Но если кто-то из сотрудников остается поработать в офисе вечером, он не должен сидеть «как в супермаркете». Где-то уместен холодный свет, но глаза лучше воспринимают привычные тёплые оттенки. 


Источники света, цветовая температура… Как представить интерьер “в лучшем свете”?  

Ещё в институте был предмет «Световедение», мы писали доклады об освещении станций метро. Люминесцентные лампы в метро меня тогда сильно возмущали, рассказывает Елена. Даже на «красной» по оформлению станции «Маяковская» лица людей из-за света обретали страшный мертвенно-зелёный оттенок. В докладах мы, студенты, уже тогда рассуждали, что такой цветовой спектр в метро ‒ не для людей. Во Франции, кстати, возникло целое женское движение против освещения в метро, то есть проблема с люминесцентными лампами в метро была международной. 


Тренды с тех пор значительно изменились, изменились и технические возможности, но понятие правильного светового спектра, увы, дошло ещё не до всех. Нет «культуры» внимательного отношения к освещению, как среди заказчиков, так и среди коллег-дизайнеров. 


Например, в шикарную офисную люстру до сих пор кто-то может спокойно вставить разные по цветовой температуре лампочки. Стоит нам поставить «правильные» лампочки нужной мощности и одной цветовой температуры, заказчик искренне поражается изменениям ‒ интерьер предстает в “лучшем свете”.


Дизайнер работает с цветом интерьера, и нюансы освещения очень-очень важны. “Мы сами иногда ездим в магазины и смотрим лампочки”, - говорит Елена. “Бывает, что лампочка на 3000 Кельвинов смотрится теплее, чем на 2500 Кельвинов. Просто потому, что на одной полке могут встретиться и лампочки с китайских фабрик, и лампочки от уважаемых производителей. Хочется верить, что когда-нибудь градация света станет более точной и универсальной для всех производителей ламп”. 


“На мой взгляд, самый тёплый светодиодный свет пока не дотягивает до всем привычной лампы накаливания” - говорит Ольга. “Хотя вспомним, какая была борьба с лампами накаливания в начале XX века! Тогда лампы накаливания считались опасными относительно свечей. Они обжигали руки и даже взрывались. Так и светодиоды. Совсем недавно это было только что-то мигающее, вроде автомобильной сигнализации или фары. А сейчас они используются везде. Это интересно”.



Топ светильников для офисных помещений 

Торшер ‒ это очень удобное решение для офиса. Особенно хорошо подходит для исторических интерьеров или пространств, где нет возможности что-то крепить на потолок. Торшер дает локальное освещение рабочего места, причем гораздо более эффективное, чем «сплошная заливка». Для нас торшер ‒ это светильник для офиса номер один.

“Светильники - норки”. Мы часто используем в своих проектах светильники, которые нежно называем «норки». Это когда источник света находится в глубине (в нише) или заглублён относительно поверхности потолка. Идеальный вариант, когда нужно всё осветить так, чтобы не было видно, откуда идёт свет. Чтобы свет не слепил. Мы использовали «норки» от европейских производителей в проектах на Итальянской и на Аптекарском, но самый яркий пример из нашей практики – самодельные светильники-«норки» из фановой трубы для ресторана «Певческая башня» в городе Пушкине.


Светодиодные профили. Нам нравится составлять линии или большие прямоугольники из готовых конструкций – свет можно закрепить на потолке, а можно свесить. И отметим ещё магнитные трековые светильники ‒ это гибкая технология, которая даёт возможность добавлять свет, двигать его в соответствии с потребностью заказчика, это очень удобно. Это новинки последнего времени, которые мы активно используем для освещения офисов.

Световые панели.  Сейчас они бывают любой формы и размера, очень тонкие и легкие, можно подвесить и на капитальный потолок, и на подвесной. 


История и история дизайна одного Бизнес Центра

В принципе, никаких специфических особенностей в дизайне офисов нет. Ко всем проектируемым помещениям мы относимся приблизительно одинаково: должна быть разработана функция, должен быть создан какой-то уникальный образ помещения. Наши клиенты ‒ люди достаточно яркие, выбирают под офисы особые места, поэтому мы всегда учитываем и можем обыграть в дизайне историю создания этого офиса или историю места, где он находится (историческое здание, памятник архитектуры, типовая застройка). Это базовые принципы любого проектирования.


БЦ «Ново-Исаакиевский» ‒ проект в нашем портфолио уникальный. Мы наблюдаем его в динамике и вносим вклад в развитие этого офисного здания в самом центре Санкт-Петербурга. Торговый дом на ул. Якубовича появился ещё при Екатерине II, здесь поставщики продуктов питания встречались с купцами, заключали сделки. Современные владельцы особняка сделали первый ремонт здания в начале 2000-х , тогда нас впервые пригласили поработать на этом объекте.

В то время светодиодные ленты только-только начинали использовать в освещении офисов, готовых конструкций не было в продаже, поэтому мы сами конструировали подвесные светильники необычной формы – крепили ленты на электромонтажный короб. Ленты грелись под потолком и часто перегорали. Свет был холодный и не настолько эффективный, по сравнению с другими источниками света. Но тогда такое освещение смотрелось интересно и современно.

Сейчас мы видим большую разницу между старыми и новыми светодиодными лентами. Тёплый свет стал более ярким, эффективность освещенности выше. Производители стали предлагать разные конфигурации профилей и конечно в них всё грамотно рассчитано и светодиоды не перегорают.  

Однажды владельцы БЦ «Ново-Исаакиевский» поняли, что гипрок безнадёжно устарел и делает офисный центр безликим и похожим на десятки точно таких же. Так родился проект редизайна интерьеров. Нужно было сделать как можно больше отсылок к истории этого места, но при этом офисные помещения должны были стать достаточно универсальными, комфортными и функциональными, чтобы подойти компаниям-арендаторам любого профиля деятельности. Мы с азартом взялись за проект, понимая, что освещение тоже предстоит серьёзно изменить.

Когда мы начали процесс реконструкции офисов, пришлось снять весь гипрок в том числе и в «каретном» офисе на первом этаже (раньше это было помещение для карет приезжавших купцов). Открылись очень красивые кирпичные стены и сводчатые потолки. Мы решили оставить кирпич «как есть», расчистили и обработали его, но стены перестали быть белыми. Кирпич ‒ тёмная по тону фактура, она «поглотила» свет, поэтому стандартного количества света на такую площадь оказалось недостаточно, мы решили добавить торшеры.

Секреты офисного света, которые должны знать все

Когда мы продумываем освещение, мы учитываем не только количество окон в помещении, но и цвет стен, потолка, пола. Высоту потолка и положение светильников в пространстве тоже учитываем. 

- В дизайне офиса, как и в дизайне любого другого помещения, можно «плясать» от светильника, в этом нет ничего плохого. От идеи освещения может родиться идея всего интерьера. Иногда из-за потрясающей люстры приходится вносить в проект правки, но результат обычно того стоит.

- Декоративный свет в офисе используется для акцентов. В проекте на Аптекарском переулке мы сочетали технический свет с декоративным: маленькие люстрочки отсылали к истории здания и стилевому контексту. Нужно быть уверенным, что новая декоративная форма, которую предлагают итальянские, немецкие, французские дизайнеры, не потеряет актуальности в следующем же году. Если не потеряет, то её можно использовать в интерьере.     

- Технический свет уместен в любом контексте и дает возможность использовать рядом с ним всё, что угодно. Технический свет - это функция, но его эстетическая ценность возрастает вместе с совершенствованием технологий. Его универсальность ни с чем нельзя сравнить. В качестве примера можно привести фабрику VIABIZZUNO. Это философы от освещения, они практически не меняют модельный ряд светильников в течение 20 лет. Их не страшно использовать, они всегда будут в моде.

- За новыми технологиями освещения и решениями нужно следить, но стоит помнить об уместности и соразмерности. Например, световые стены и инсталляции могут быть актуальны для общественных пространств, но не для офисов. И при условии, что их создают настоящие светохудожники. В световых технологиях тоже есть свой лубок, а есть…не лубок.

- Много источников света – не всегда хорошо. Лучше сначала “недоосветить” и  добавить свет по необходимости, чем “переосветить” и искать возможность убрать ошибку.